На самом деле, этот узел правильнее называть не шибер, а задвижка дымохода.
Здесь я хочу рассказать, как правильно установить задвижку в кирпичный дымоход.
Монтаж задвижки дымохода ответственное и важное мероприятие.
После того как теплоёмкая печь протоплена её дымоход должен быть герметично перекрыт задвижкой.
Если шибер дымохода не будет герметичным через него будет теряться накопленное внутри печи тепло, печь будет остывать быстрее.
По современным противопожарным нормам в задвижке должно быть оставлено небольшое отверстие для вывода угарных газов.
Через это отверстие теряется незначительная часть тепла, но всё таки безопасность важнее.
Стальные задвижки применяются в основном для стальных дымоходов.
Из за высокого температурного расширения стальные задвижки могут заклинивать.
Для кирпичных дымоходов чаще применяются чугунные задвижки дымоходов.
Задвижку следует подбирать в соответствии с сечением дымохода.
Для кирпичных дымоходов могут применяться и простые задвижки с языком и поворотные.
На мой взгляд, поворотные чугунные задвижки дымоходов лучше прямых.
Поворотные задвижки более современные и удобные , но они значительно дороже выдвижных задвижек с языком.
Про установку поворотной задвижки в кирпичный дымоход я расскажу позже.
Стандартные задвижки рассчитаны на кирпич 250*120 и размер шва в 10 мм.
По факту, часто и кирпич меньше, и швы более тонкие.
Поэтому, лучше перестраховаться, всё примерить заранее.
В моём случае рамка упёрлась нижними рёбрами и не садилась в канал.
Киркой я сбил мешающие рёбра на внутренней поверхности, после этого задвижка встала на своё место.
Это обычная кладка ничем не отличающаяся от кладки корпуса печи и дымохода.
Кирпичи кладём на печную кладочную смесь.
Желательно поставить под рамку задвижки тонкий слой каолинового или базальтового картона.
Из за высокого температурного расширения металла, между рамкой и кирпичом всегда будет образовываться небольшая щель.
Тонкая прокладка из негорючего утеплителя сможет устранить этот маленький недостаток.
Утеплитель предотвратит пропускание угарных газов между рамкой и кирпичом.
Это самая сложная операция во всём процессе монтажа печной задвижки.
От того насколько точно вы сможете вымерять и выпилить углубления под рамку задвижки зависит и красота и надёжность этого узла.
Я вымеряю и выпиливаю каждый кирпич отдельно, но возможно сделать все разом.
Здесь важно ровно выпилить щель для хода языка задвижки.
Этот выпил будет видно на внешней части дымохода, поэтому стоит отнестись к нему с особым вниманием.
При монтаже сверху языка я ставлю картон.
Это нужно для того чтобы на язык не попадала кладочная смесь.
После монтажа и затвердения смеси на дымоходе картон убирается и язык свободно ходит.
Я строил эту печь под дальнейшую расшивку цветной смесью.
Кладочная печная смесь и смесь для расшивки разные материалы.
Для дальнейшей качественной цветной расшивки печи и дымохода нужно выскрести шов вглубь на 1-2 см.
Я сразу оставляю шов немного незаполненным чтобы уменьшить работу при расшивке.